«Мы всегда были и будем братьями» – почти по Дмитрук, только наоборот



«Никогда мы не будем братьями ни по родине, ни по матери.
Духа нет у вас быть свободными — нам не стать с вами даже сводными».

Эти стихи написала Настя Дмитрук в 2014 году, в надежде, что все именно так и будет. Что никогда русские и украинцы не будут братьями. И в этом очень хотят нас убедить подобные ей агитаторы ненависти по обе линии противостояния в гражданской войне … хотел написать на Украине, но правильнее сказать на просторах бывшего СССР. Да, очень много уже пролито крови, и вероятно она в этой войне еще не последняя.
Я же вам хочу показать совсем иную реальную историю, которая является подтверждением совсем другой версии нашего будущего. О том, как это было писали в свое врем все. Но что было потом … журналисты не пишут. А жаль, ведь именно конец этой истории заставляет задуматься.

РУАНДА: ПАРАДОКСЫ ГЕНОЦИДА

Жили-были два народа. Один — исконный — был красивым, трудолюбивым и добрым. Главный его недостаток — простодушие. Второй — прямая противоположность во всём. Он дикий, злобный, хитрый, его цель — всё здесь захватить… С этой сказки начинаются примерно все геноциды.

Парадокс 1. Найдите десять отличий

Первый парадокс руандийского геноцида — общий для большинства этнических конфликтов. Сторонний наблюдатель, взглянув на «разных во всём» хуту и тутси, скажет: «А по-моему, вы абсолютно одинаковые».

Всемирно известный турецкий психолог Музафер Шериф, учившийся в фашистской Германии в 1930-е годы, признавался, что его ставил в тупик вопрос: как немцы и евреи друг друга отличают? То же самое скажет любой руандиец, если показать ему фотографии ассирийцев и курдов или тамилов и сингалов, трудолюбиво резавших друг друга. То же самое скажут японцы и китайцы при виде турок и армян.

Да что там сторонние наблюдатели! Однажды советский офицер Александр Соломонович Бланк, будущий доктор исторических наук, допрашивал офицера СС, уверявшего, что уж он-то еврея везде учует. Однако ему даже не приходило в голову, что его собеседник — еврей. Причина проста: Бланк держался с ним без тени угодливости.

То, что эсэсовец принимал за этнический признак, было признаком социальным.

На самом деле отличить друг от друга враждующие народы (а как правило, это хорошо перемешавшиеся между собой соседи) — задача нетривиальная. Поэтому чаще всего этноциды совершались по языковому или территориальному признаку. Например, всех, кто живет в таких-то деревнях, зачисляли чохом в одну национальность — и вуаля. Но иногда подход был более заковыристым. Скажем, в Германии для выявления евреев использовали приходские книги, которые католическая и протестантская церкви передавали новой власти. В Руанде у этого вопроса тоже была своя разгадка.

В руандийском паспорте до 1996 года имелась графа «национальность». Когда погромщики приходили в смешанные семьи, то если дети были записаны как хуту, их не трогали — убивали только одного из родителей. Если же дети были записаны как тутси, убивали и их тоже. Тогда оставленный в живых родитель-хуту вступал в дивный мир моноэтничности в одиночестве.

Парадокс 2. Причины этнических конфликтов не этнические

До прихода европейцев понятия «хуту» и «тутси» носили больше профессиональный, чем этнический характер. Хуту были земледельцами, чиновниками и торговцами, тутси — скотоводами и воинами. Вчерашний хуту запросто становился тутси (и наоборот), подавшись в пастухи, воины и т. д.

Бельгийцы ликвидировали эту вольницу в 1932 году при введении паспортной системы, жёстко разделив народ на национальности. Но это ещё полбеды. Утверждая свою власть, бельгийцы сделали ставку на тутси. Именно их привлекли к управлению колонией. Над крестьянином хуту встал тутси-надсмотрщик, за которым маячила власть метрополии с пулемётами и пушками.

Это на самом деле тоже весьма типичный момент: национальный вопрос чешется там, где остро стоят общественные проблемы. Так социальное маскируется под этническое.

Колониализм (тем более неоколониализм) — абстрактное понятие, доступное далеко не каждому руандийскому земледельцу. А тутси, который бьёт его палкой, — явление простое, ясное и вызывающее вполне закономерную ненависть. В местах, где общественные конфликты ослаблены, подобной ненависти неоткуда взяться. Так, в СССР отсутствие национализма объясняется не феноменальной добротой советских людей, а отсутствием безработицы (проще говоря, не было конкуренции с приезжими за рабочие места).

Неудивительно, что, когда в 1959 году хуту запилили независимую Руанду с бататом и овцами, претензий к тутси у них накопилось с горкой.
Бельгийцам ничего не оставалось, кроме как переобуться в воздухе — они тут же поддержали хуту. Им было всё равно, «те чёрные» или «эти чёрные». Главное, не уходить из Африки. Но тут уже подсуетилась Франция и выбила из страны бельгийских конкурентов. Верхушка Руанды переориентировалась на щедрый Париж, открывший свой рынок для руандийского кофе — основного экспортного продукта страны.

Парадокс 3. Этноцид подкрался незаметно, хотя его было видно издалека

Россияне изнемогают под «бременем белого человека». Их ориентир — Европа, про Африку же они ничего не знают и знать не хотят. Поэтому в массе своей не в курсе поучительной судьбы Жювеналя Хабиариманы, правившего Руандой с 1973 года.

Его режим находился под политическим патронажем Франции и… был абсолютно дискриминационным по отношению к тутси. Их ограничивали в гражданских и имущественных правах и периодически устраивали погромы. Бежавшие из страны в Уганду и Бурунди тутси образовали там Руандийский патриотический фронт(РПФ) и в 1990 году предприняли попытку свергнуть правительство, гнобившее их уже более 30 лет. Франция немедленно направила режиму Хабиариманы оружие и военных советников.

Вскоре выяснилось, что военное преимущество всё равно остаётся у РПФ. Тогда Париж перебросил в Руанду войска и остановил наступление Фронта на столицу — город Кигали.

В 1993 году Фронт предпринял новую попытку свержения власти. Французский десант и правительство Франсуа Миттерана опять приняли меры по спасению режима. Они продавили заключение перемирия и подписание Арушских соглашений.

Соглашения предписывали отставку президента и формирование коалиционного переходного правительства. Хабиаримана в один миг из молодого демократического политика превратился в «хромую утку» — и угадайте, что с ним случилось? Когда он возвращался с переговоров по передаче власти, его самолёт сбили из ПЗРК(переносного зенитно-ракетного комплекса. — Прим. ред.). Убийц не нашли до сих пор. Единственное, что установили исследователи по имеющимся документам: РПФ к его убийству отношения не имел.

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы предположить, что за убийством стояли силы, заинтересованные в срыве Арушского сценария. Люди из ближайшего круга Хабиариманы не хотели терять власть и не собирались делиться ей с хуту-оппозицией, а тем более — с тутси. У них был свой вариант решения проблемы: вырезать всех «плохих». К нему активно готовились с лета 1993 года.

Это важный момент в понимании геноцида: не произошло смены режима, произошла его радикализация.

Примерно, как если бы в рейхе убили Гитлера в 1938 году, а вину свалили на евреев.

Координацию подготовки к геноциду осуществляла законспирированная организация «Абакози» («Драконы»), куда входила военная верхушка и ближний круг покойного Хабиариманы. В его убийстве обвинили Руандийский патриотический фронт. Всех, кто сомневался в этом, объявили пособниками РПФ и убили — включая премьер-министра Агату Увилингийиману. А уже после политических чисток с энтузиазмом перешли к этническим. Единственной силой, которая выступила против, была исламская община. Но мусульман в Руанде было всего два процента — страна почти поголовно христианская.

Среди французского правительства (в особенности генералитета) доминировали позиции противников РПФ. Поэтому там ничем, кроме официальной версии, интересоваться было не комильфо. В двух словах она состояла в том, что РПФ всё врет и сам занимается массовой резнёй, а хуту если кого и убили, то нечаянно… во время боестолкновений.

Итого: Франция дважды использовала войска, чтобы удержать у власти занимающийся дискриминацией режим, поддерживая его деньгами и оружием. А когда выращенные на подобном идеологическом фундаменте кадры перешли к массовым убийствам, закрыла на это глаза. Однако возьмите практически любую статью о геноциде в Руанде, и вы увидите сетования: «Вот к каким ужасным последствиям приводит невмешательство цивилизованного Запада в местечковые конфликты!»

Но это не парадокс, это хорошо поставленная пропаганда.

Парадокс 4. Варварство и цивилизованность — вопрос прогрессивности, а не географии

«Но уж устранение от власти преступного режима-то произошло благодаря вмешательству цивилизованных стран!» — наверняка думаете вы. Держите карман шире. Благодаря вмешательству Парижа верхушка организаторов геноцида сумела сбежать, а Франция потом ещё отказывалась отдельных беглецов экстрадировать.

Смена режима произошла благодаря военной победе РПФ. Когда начался геноцид, Фронт возобновил наступление на столицу. И на сей раз сумел дойти до конца.

Франция за это время вмешивалась два раза. В первый, во время операции «Амариллис», она — только не смейтесь, — эвакуировала из страны семью Хабиариманы. Это был апрель 1994 года, и уже начавшиеся массовые убийства тутси в Кигали происходили на глазах у французских десантников. К слову, бравые вояки отказались эвакуировать работавших на них сотрудников-тутси, большинство которых были вскоре убиты.
В июне–августе 1994 года состоялась вторая операция — «Бирюза» (Opération Turquoise). Она проходила под эгидой ООН и началась, когда РПФ уже взял власть. Французские войска высадились на периферии, в районах, которые ещё контролировали хуту-националисты. Из примерно трёхсот тысяч выживших тутси 10-15 тысяч приходятся именно на эти префектуры.

Французы установили «гуманитарную зону». Декларируемой целью было разоружение хуту и помощь беженцам. А результатом — то, что сотни тысяч людей, прямо замешанных в геноциде, сбежали через открытую границу в Конго. РПФ не мог этому воспрепятствовать, поскольку там стояли французские войска.

Геноцидники драпали за границу с большим энтузиазмом. После того, как план «всех убью, один останусь» не сработал, они стали продвигать концепцию пустой страны. Она заключалась в том, что все до единого хуту должны покинуть Руанду. По их мнению, оставшись в государстве одни, тутси то ли захлебнутся собственной скверной, то ли вымрут из-за своей никчёмности.

Оптимизм не покидал этих прекрасных людей.

Значительную часть из них впоследствии депортировали обратно в Руанду, где они предстали перед судом.

РПФ — вопреки страшилкам о себе, любимом — не стал устраивать ответный геноцид (хотя по горячим следам, по мере освобождения страны, десятки тысяч участников массовой резни были расстреляны). Вместо этого в Руанде с 1998 года перестали применять (а в 2007 году и вовсе отменили) смертную казнь. Для наказания за участие в массовых убийствах создали традиционные суды — «гачача». Они довольно демократичные: судьи выбираются общиной, а свидетельствовать может любой человек.

В 1994 году в Руанде убили около миллиона жителей. А уже в 1998–2006 годах перед судом предстало более двух миллионов участников геноцида. Из них примерно две трети осудили. Многие раскаялись и получили минимальные сроки. Около сотни организаторов отбывают пожизненное.

Парадокс 5. От ненависти до сплоченности — один шаг

Путь от этноцида к формированию политической нации может быть очень коротким. После победы РПФ в правительство включили бывшую оппозицию всех национальностей. Президентом страны стал хуту Пастёр Бизимунгу, и лишь в 2000 году его сменил Поль Кагаме, основатель РПФ.
В 1994 году страна потеряла до сорока процентов населения, экономика лежала в руинах, а бОльшая часть иностранной гуманитарной помощи пошла в лагеря беженцев хуту в Конго.

Чтобы вернуться к догеноцидному уровню, Руанде потребовалось восемь лет.

Уже после этого ВВП увеличился ещё в четыре раза и продолжает рост. Тем не менее, страна остаётся бедной. Кроме плодородных земель и красивой природы, там ничего особо и нет.

Промышленности очень мало, 90 процентов населения заняты в сельском хозяйстве. Низкая грамотность... быстрых чудес на таком фундаменте ждать не приходится. К тому же руандийцам пришлось экономить на всём. А также распродавать госсектор: в основном странам Британского содружества и ЮАР. Однако в экономике, образовании и численности населения видна устойчивая положительная динамика. И про этнические конфликты не слышно — всё-таки строить светлое будущее всегда интереснее, чем копаться в варварском прошлом…

Когда происходит кровопролитие, часто делается вывод, что после этого народы уже не смогут примириться. Дескать, лучшее, что можно сделать в таком случае — разделиться, возвести посередине толстую стену и на время забыть друг о друге. Но вот вам руандийский рецепт: наказать виновных, убрать из паспорта графу «национальность» и избегать упоминания «тутси» и «хуту» в прессе. Вместо этого СМИ активно пиарят новую национальную общность — «руандийцы».

Кстати, с Францией у Руанды так и не сложилось. Разорванные дипотношения восстановили, но осадочек остался. И вместо французского языка в систему образования и управления стали активно внедрять английский. Мотивируют вежливо: дескать, упрощается сообщение с соседними странами. В реальности же это ещё один вывод, сделанный по следам геноцида.

Не все мечтают увидеть Париж и умереть.

Источник

Метки:
promo yurasumy may 8, 2016 14:11 24
Buy for 300 tokens
Теперь здесь будут размещаться мои видеозаписи: https://www.youtube.com/channel/UCSQSxUJb4zH1SEpzNerSLLg Мой старый аккаунт в Мордокниге не работает и уже окончательно. Этот аккаунт теперь будет рабочим https://www.facebook.com/profile.php?id=100012191972251 Он будет своеобразным зеркалом…
>Русские завоевали и освоили весь юго-восток Украины и Крым .
А украинцы все это время отдыхали в Турции на море или тоже осваивали юго-восток и Крым?
>Вы украинцы решили что русские не имеют право быть даже народом и послали их .
Ну после ваших сказок про то что Украины не существует грех вас не послать.
>>.А украинцы все это время отдыхали в Турции на море или тоже осваивали юго-восток и Крым?

Я писал про русских , а не украинцев . Вы сможете оспорить мои слова?
Украинцев никто из Крыма не выгоняет, язык не запрещает . Живите спокойно , учите своих детей на родном языке.


>>Ну после ваших сказок про то что Украины не существует грех вас не послать.

То есть русские граждане Украины рассказывали что Украины не существует и вы их за это послали? Тогда какие претензии к русским? Вы их послали и они ушли . Вы наоборот довольны должны быть , теперь никто внутри Украине не рассказывает что её нет.





Edited at 2019-01-31 11:51 (UTC)
>Я писал про русских , а не украинцев . Вы сможете оспорить мои слова?
Зачем мне их оспаривать, была общая история, но вы сами развалили СССР. И теперь для каждого народа есть своя страна, вы чем то недовольны, хотите поменяться местами?
Очень хорошо.
Продолжим дальше. Украинцы и русские это разные народы? Ваш ответ -да.
Продолжим дальше . Имеет право русский народ в составе 8 млн человек живущий на своей земле которая стала с 1991 года государством Украиной на свои этнические и культурные права?



>>И теперь для каждого народа есть своя страна, вы чем то недовольны, хотите поменяться местами?

Я всем доволен. Это вы недовольны что на Украине живут русские, вот они и уходят по вашим пожеланиям от вас со своей землёй . Что вам от них ещё нужно, какие претензии? Хотите у русских отнять из землю ?
>Продолжим дальше . Имеет право русский народ в составе 8 млн человек живущий на своей земле которая стала с 1991 года государством Украиной на свои этнические и культурные права?
А миллионы украинцев живущих в России имеют право на свои этнические и культурные права?

>Это вы недовольны что на Украине живут русские, вот они и уходят по вашим пожеланиям от вас со своей землёй. Что вам от них ещё нужно, какие претензии? Хотите у русских отнять из землю ?
Как я могу быть не довольным русскими на Украине, если я сам русский, родился в России но большую часть своей жизни проживаю на Украине. Поэтому я в праве сказать соотечественникам, не нравится на Украине, чемодан-вокзал-Россия. И все будут счастливы, зачем себя мучать. У меня к себе никаких претензий нет.
Кстати, это интересный феномен, на который уже обратили внимание.

Жители Западной Украины более вменяемы и менее укроНационалистичны чем вырусь - у вас комплекс неофитов, вы пытатесь стать большими украинцами, чем сами украинцы.
И на фронте в основном вырусь, украинцы те гастарбайтерами в основном мотаются.
А еще интересный феномен русские из России лучше знают чего надо русским из Украины.
>Жители Западной Украины более вменяемы и менее укроНационалистичны
Причем тут укронационалистичность, вы тяпнули Крым, последствием чего русские Украины и России стали жить хуже, а нафиг мне это надо. Вы сами себе враг.
Вам про Крым все объяснили.
Он сам к нам прибежал после этих заявлений
- вешать будем потом.
Любой нормальный бы сбежал от государства с такими чиновниками.

А укроНационалистичность, что по сравнению с вырусью все эти Тягинбоки отошли на второй план, не настолько радикальны как вы.
На вопрос почему не ответил ? Боишся?)

>>>А миллионы украинцев живущих в России имеют право на свои этнические и культурные права?

Конечно . Напиши в каком городе и регионе их нарушают.



>>>Как я могу быть не довольным русскими на Украине, если я сам русский, родился в России но большую часть своей жизни проживаю на Украине. Поэтому я в праве сказать соотечественникам, не нравится на Украине, чемодан-вокзал-Россия. И все будут счастливы, зачем себя мучать. У меня к себе никаких претензий нет

Какой же ты русский если не признаёшь за русскими право быть народом в составе Украины? Чудные вы хохлы, когда выгодно вспоминаете о корнях и пытаетесь всех обдурить )
Говорить ты можешь что угодно , так же как и они тебе . Вопрос был в ПРАВАХ людей. Ты на этот вопрос отвечать боишься.
Ну они собственно так и сделали забрали чемодан-свой вокзал -в Россию. Все счастливы. Только у тебя опять претензии и недовольство.
Украинцы в то время были сплошь сельским населением. А города нынешней УССР были русскими, польскими и еврейскими.

Село - архаика, город - сила.

У тебя ещё есть вопросы, кто управлял процессом освоения Новороссии?