?

Log in

No account? Create an account

yurasumy


Если ты ненавидишь — значит тебя победили ©


Previous Entry Share Next Entry
«Страна бензоколонка» обогнала Японию по высоким технологиям
yurasumy

И конкретно в создании технологий для производства современных автомобильных аккумуляторов быстрой зарядки, без которых "революция" электромобилей на сегодня совершенно невозможна. Причем обогнала настолько, что российская продукция остается конкурентоспособной даже пробиваясь сквозь высокие заслоны таможенных сборов. И именно об этом сегодня пишут не российские, а японские СМИ.

Россия победила Японию в области разработки высокотехнологичного сырья…

Прочитав эту фразу, меня могут заподозрить в фальсификации. Сырьевая промышленность — это важная сфера, в которой Япония обладает высокой конкурентоспособностью и по сей день. Многая японская продукция занимает верхние строчки мирового рейтинга: высокопрочная сталь, углеволокно, легированная сталь и так далее.

При этом, что касается российской сырьевой промышленности, то высококачественная продукция встречается редко: навскидку можно назвать титан, однако в основном у нее плохие отзывы.

Например, российский листовой оцинкованный металл, который применяется в автомобильной промышленности, не идет ни в какое сравнение с японским. Действительно, российский металл просто покрыт слоем цинка. Если его немного согнуть, то цинк отходит. Проблема не только в цинке. Толщина листов не выдерживается; также в металле много примесей.

Невозможно изготовить высококачественный продукт из подобного листового металла. В России совершенно нереально достигнуть японского качества. Одна из причин заключается в слабых возможностях сырьевой промышленности.

Тем не менее, что касается разработки углеродных нанотрубок, которые повышают производительность литий-ионных батарей, применяющихся в электромобилях, то, по всей видимости, российская продукция действительно обошла японскую.

Углеродные нанотрубки стали новым долгожданным материалом, который обладает высокой емкостью и плотностью.

Тем не менее этот материал был очень дорогим: несколько десятков тысяч йен за один грамм; в десять раз дороже необработанного золота. Из такого материла невозможно было изготовить продукцию по приемлемой цене, поэтому никто не мог найти ему применение.

И вдруг российское отделение компании «Оксиал» (OCSiAl) разработало метод производства углеродных нанотрубок по цене 300 йен за грамм. И действительно, была создана логистическая система и начались продажи по заявленной цене.

Что такое углеродные нанотрубки

Углеродные нанотрубки — трубки размеров молекулярного порядка, свернутые из атомов углерода.

Как видно по кристаллу углерода, атом углерода обладает крепкими межатомными связями, благодаря чему материал обладает такими физическими свойствами, как прочность и так далее.

Углеродные нанотрубки выдерживают силу тока в тысячу раз больше, чем медь; обладают теплопроводностью примерно в семь раз больше, чем медь; их прочность в 8 — 80 раз больше, чем у углеродного волокна.

Как следует из названия, эти трубки характеризуются наноразмером, поэтому самим по себе применения им нет. Тем не менее поскольку они обладают продвинутыми физическими свойствами, благодаря их добавлению можно повысить характеристики конечного материала.

Например, если добавить углеродные нанотрубки в пластик, он приобретает свойство проводить электричество.

Поскольку добавляется крайне малое количество, прозрачный пластик остается прозрачным. С виду это обычный пластик, однако он проводит электричество.

В настоящее время наибольшие ожидания связаны с повышением характеристик аккумуляторов второго поколения для электромобилей. Углеродные нанотрубки хорошо проводят электричество. Они длинные и не очень широкие. Трубки образуют взаимосвязи, что способствует формированию канала для электрического тока.

Если их добавить в порошок, они соединяют частицы за счет электропроводимости. Добавив углеродные нанотрубки в материал, из которого изготавливаются литий-ионные батареи, можно повысить производительность аккумуляторов благодаря тому, что частицы начинают лучше проводить ток.

Кроме того, японский Национальный институт материаловедения и Агентство по науке и технологиям разрабатывают другой тип аккумуляторов: литий-воздушные с применением углеродных нанотрубок в катоде. Емкость подобных аккумуляторов в 15 раз превышает емкость литий-ионных. Исследования проводятся совместно с компанией SoftBank.

Химическая реакция в аккумуляторе способствует накоплению частиц, которые препятствуют прохождению электрического тока.

Углеродные нанотрубки меняют форму, и в них накапливаются подобные частицы, однако поскольку они обладают свойством формировать каналы, по которым электричеству проще проходить, они поддерживают электрический поток внутри аккумулятора. Эта характеристика углеродных нанотрубок обеспечивает большую емкость аккумулятора.

Ранее было известно, что углеродные нанотрубки позволяют повысить характеристики различной продукции, однако они не использовались из-за стоимости, в десять раз превышающей цену золота.

Несмотря на то, что небольшое количество углеродных нанотрубок может улучшить физические свойства, их добавление в сырье значительно повышает стоимость продукта, и даже сильно превышает стоимость исходного материала.

Есть два вида углеродных нанотрубок: однослойные и многослойные. Однослойные превосходят по характеристикам многослойные, но их цена была слишком высокой. В связи с этим велись исследования в области методов производства недорогих однослойных углеродных нанотрубок.

В Японии подобные исследования проводит Новая организация развития энергетики и промышленных технологий при участии таких компаний, как «Зеон корпарейшн» (ZEON Corporation) и так далее. Этот проект находится под государственным контролем.

Японские разработки не закончились неудачей

Эффективность выросла в три тысячи раз по сравнению с первоначальным методом. Теперь Япония способна производить однослойные углеродные нанотрубки длиннее в 500 раз. Изначально односложные трубки стоили несколько десятков тысяч йен за один грамм, а теперь они изготавливаются по цене 1000 — 2000 йен за грамм. Более того, японские однослойные углеродные нанотрубки превосходят по чистоте российские образцы.

Тем не менее российская «Оксиал» (OCSiAl) разработала технологию нанесения однослойных углеродных нанотрубок на порошкообразный металл. Она производит однослойные трубки по цене 300 йен за один грамм. Японские образцы чище, однако в три раза дороже.

К сожалению, для японских однослойных углеродных нанотрубок, на данный момент в производстве не требуется такая чистота.

(Поскольку японские нанотрубки характеризуются чистотой, если будут разработаны электронные компоненты, требующие такой чистоты, ценность японских образцов резко возрастет).

Однослойные углеродные нанотрубки существуют для того, чтобы повышать прочность, электропроводимость и теплопроводность материала, в связи с чем, от них требуются именно эти свойства. Даже если в них есть примеси, это не означает негативное влияние на подобные характеристики.

По всей видимости, для повышения производительности литий-ионных батарей достаточно продукции компании «Оксиал». Логистическая система российской компании, в соответствии с которой она предлагает однослойные трубки по цене 300 йен за один грамм, постепенно развивается.

При этом Япония не может поставлять этот вид продукции по такой низкой цене. Можно сказать, что в настоящее время российские однослойные углеродные нанотрубки победили японские.

Россия преуспела в том, чтобы предоставлять продукцию, аналогичную японской, по ценам в три раза дешевле. Японские исследования были эффективны, однако российские оказались эффективнее.

В целом уровень российской промышленности и технологий недостаточно высок, однако если тщательно поискать, то в России можно найти технологии, намного превосходящие японские. Этим Россия интересна.

Начнет ли Россия выпускать первоклассную продукцию?

Итак, будет ли Россия производить продукцию, превосходящую японскую? Скорее всего, нет. Даже если представить, что в России появятся продвинутые технологии, в них не будет смысла, если им не найти практического применения.

Российская промышленность не отличается крупным масштабом и диверсифицированностью. Даже если появляются новые технологии, им сложно найти применение в России. Там непросто внедрить инновации в практическую сферу.

Кроме того, для того, чтобы производить такую продукцию, как автомобили, в которых сочетаются различные технологии, необходим уровень технологий и качества выше среднего.

В этом смысле Россия очень плохо сбалансирована. Даже если брать однослойные углеродные нанотрубки, то сами по себе они не являются конечной продукцией, поэтому для их коммерциализации необходимо сочетание с другими технологиями.

Факт в том, что в России можно найти высокие технологии мирового уровня, подобные углеродным нанотрубкам компании OCSiAl.

Япония преуспела в индустриализации и коммерциализации, поэтому если она откопает и найдет практическое применение подобным российским технологиям, это может вылиться в плодотворное сотрудничество между Японией и Россией.

Котаро Ватанабэ (Kotaro Watanabe)



promo yurasumy may 8, 2016 14:11 24
Buy for 300 tokens
Теперь здесь будут размещаться мои видеозаписи: https://www.youtube.com/channel/UCcSiBBKPo30JKu3pLuW4spA Мой старый аккаунт в Мордокниге не работает и уже окончательно. Этот аккаунт теперь будет рабочим https://www.facebook.com/profile.php?id=100012191972251 Он будет своеобразным зеркалом…

  • 1
какая-то лажа из серии "Маск изобрёл ..." .

Разработка академика с нашего института. :)

Как воровали японцы у СССР перспективные разработки так и сейчас утащат, если и не своруют в открытую то уж точно выкупят если всё так красиво. Главная беда России и СССР что не умеем мы продукт конфетку на выходе сделать. Нужное можем, хорошее можем, а вот конфетками другие торгуют.

Я сегодня покупал в магазине рулетку на 5 метров длины. Были в наличии российские, польские и китайские. Самые дешевые это российские.

Из российских в них только буковки на русском.

Странная статья. Об этом известно давно "OCSiAl разработала и запустила первую в мире промышленную технологию производства одностенных углеродных нанотрубок. Уникальность этой технологии заключается в возможности ее масштабирования до индустриальных объемов, а также в сниженной цене за синтезируемый материал. Этот метод производства одностенных нанотрубок впервые позволил сделать рентабельным их применение в промышленности.

На долю OCSiAl приходится 90% мировых мощностей производства одностенных углеродных нанотрубок. Мощность компании составляет 10 тонн и будет увеличена до 60 тонн в 2018 году." Это типа портфельная компания Роснано с производством в Новосибирске.А вообще-OCSiAl — международная компания с офисами в Люксембурге, России, США, Китае, Гонконге, Корее и Индии

Вопрос был не в том, что бы производить эти нано-трубки. А что бы их наконец куда-то впихнуть, что получился реальный экономический эффект.

Если наконец получилось, то хорошо.

Ну вообще-то, куда их впихнуть проблем как раз нет - тут просто куча интересных разработок. Проблема была как раз в дороговизне производства тех самых нанотрубок, из-за которой большинство этих уникальных вещей, с их содержанием, было просто нерентабельно производить массово. У вас же все наоборот.

Edited at 2018-11-12 08:32 pm (UTC)

Если проблем нет, то куда впихнули?

Единственно что я слышал, это имиджевый наноскутер Чубайса. И было это как-раз год назад.

Вагон и маленькая тележка куда, от различных композитных материалов, до аккумуляторов (с ними много кто баловался). Повторюсь, проблема была с массовым производством из-за дороговизны материала, в опытных и единичных экземплярах делали много чего. Последние пару десятков лет, если не больше, только и разговоров об очередном инновационном материале, или уникальном по каким-то характеристикам продукте, с углеродными нанотрубками, но все это пока оставалось в лабораториях. Видимо вы не особо часто читаете сайты посвященные новым технологиям и пр., раз это все пропустили.

Edited at 2018-11-12 10:17 pm (UTC)

Так где это вагон и маленькая тележка?

Я Вас таки понимаю, что вот наши ученые наконец сделали массовое и дешевое производство этих нанотрубок. Это замечательно.

Прошло два года. Какие-то материалы проявились? Вот эти 10 тонн нанотрубок уже пошли в дело?

Вам сложно загуглить историю этого вопроса, если он вам действительно интересен не спора ради?
Есть и обзорные статьи, и даже они, тем не менее, не для формата кратких комментариев в ЖЖ. Вот вам ссылка на одну из них, если таки гуглом пользоваться не научились: http://theecology.ru/interesting/nanotehnologii-uglerodnyie-nanotrubki (см. раздел "Коммерческое применение"). А если сами хорошо погуглите: найдете тот самый вагон других статей с описанием различных решений и подробностей по каждому из них. ; )

Даже здесь же в комментариях ниже писали в том числе и композите со стальню (и та передача была лохматых годов).
И в дело они только начинают идти, в реальной промышленности все за день два не делается, только на запуск промышленного производства самого материала уходят годы, и так не только с производством материала, но и со всем спектром возможных решений с ним, и все это происходит последовательно в условиях рыночной экономики с большим лагом (в том числе и потому, что себестоимость материала при производстве некой компанией N еще не равно стоимость для конечных потребителей с ней напрямую не связанных, должно произойти некоторое насыщение рынка, чтобы можно было прогнозировать в том числе и возможную отдачу при производстве конкретных решений, и только тогда начнут вкладываться в производство те, кто сам не владеет производством углеродных нанотрубок "за дешево").

Edited at 2018-11-13 09:35 am (UTC)

"Коммерческое применение" это в разделе Перспективы?

Так я с перспективами и не спорю. Однажды всё будет хорошо.

Но собственно, если поглядеть мой исходный комментарий. То да, был не прав. Ещё два года назад, при презентации чудо электроцикла от Чубайса говорили о аккумуляторе с нанотрубками. Ну типа будет.



Задача для самых маленьких читателей

Посчитать сколько раз в тексте встречается словосочетание "углеродные нанотрубки".

Пипец, заживем
теперь

А ещё в России бабы красивее чем в японии
И водка крепче чем саке....
А ещё микросхемы самые большие

ну не смешите. господа японцы , мои тапочки. "Высококачественная продукция встречается редко"
Варятся такие металлы по составу для самолетной промышленности, а для автомобилей вигвам?

Лет 15 назад смотрел по Дискавери, как японцы построили какой-то большой мост только потому, что в сталь добавили нанотрубки и, она стала крепче. Если они столько стоят, сколько их нужно для моста, и сколько это стоит.

опять лампочки из золы ипонского бамбука

Закон Муры ещё никто не отменял.
История повторяется в сотый раз. Когда Эдисон начал продавать лампочки с нитью накала из золы японского бамбука, то у него уже был в кармане патент Лодыгина выкупленный Морганом...
На нашей памяти была изобретёна магниторезистивная плёнка. Ёмкость винчестеров можно было увеличить сразу в 40 раз -но по закону Мура ёмкость увеличивали в два раза за ПЯТЬ лет.
Сегодня стоимость светодиодных ламп в Японии в ДЕСЯТЬ раз больше, чем в России с дешёвой электроэнергией...

  • 1